Хартия о равном
оружии
Лига
чемпионов
Не только деловые
игры

Открытый Чемпионат России по деловым играм СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ И СТУДЕНТОВ

 

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА ЧЕМПИОНАТ РОССИИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДЕЛОВЫМ ИГРАМ!

Деловые игры - дело совсем не шуточное. Вот уже несколько десятилетий этот метод активно используется во всем мире для обучения серьезных и взрослых людей. Участие в деловых играх может дать не только знания, но и бесценный опыт, который в условиях размеренного существования надо приобретать годами.

Игры, которые делаем мы

Игра "Рынок"

Одна из первых, созданных еще в 1992 году и в то же время самых любимых и часто играемых – "Рынок". Это модель современных микроэкономических отношений, где каждый участник, сориентировавшись в экономической ситуации, может зарегистрировать предприятие той или иной формы собственности, взять кредит, наладить производство, рекламу и сбыт товара. Или, напротив, не беря на себя лишней ответственности, наняться в наемные рабочие, стать представителем свободных профессий, устроиться на работу в государственные структуры и т.д. Игра начинается с аукциона, где каждый участник может более или менее удачно реализовать имеющиеся аукционные чеки и взятые кредиты. Уже в первые минуты игры играющие понимают, как много зависит от их активности, смелости, умения быстро ориентироваться в ситуации, договариваться с людьми. Имея одинаковое количество денег (и одинаковые теоретические знания), можно обеспечить катланш всем своим начинаниям на несколько часов вперед, а можно оказаться в долгах и не создать ничего практически полезного.

За годы проведения игра многократно модифицировалась, усложнялась и расширялась. Теперь, в зависимости от "продвинутости" участников, можно варьировать сложность и масштабность игры. Можно позволить участникам научиться иметь дело и с недвижимостью, и с депозитариями, участвовать в различных тендерах, становиться участником фондового рынка, переживать различные экономические кризисы, а можно обеспечить относительно лояльную экономическую среду начинающим бизнесменам.

А в 1999 году была создана целая серия гуманитарных игр, посвященных проблемам продвижения гуманитарных проектов – книг, песен, спектаклей и т.д., проблемам привлечения инвестиций, рекламе, связям с общественностью, в ходе которых многочисленные гуманитарии, заполонившие к этому времени школу, активно вовлекались в рыночные отношения.

Игра "Регионы"

Предыстория

Разговоры о том, что эпохальная игра «Рынок» – наша уникальная разработка, верой и правдой служившая не одному поколению бизнес-школьников, теряет свою актуальность – велись давно.

Немудрено, ведь днем ее «крещения» стал один из морозных январских деньков аж 92 года. Впервые «Рынок» была опробована на 150-ти сорвиголовах, решивших поступать в никому тогда еще неизвестную бизнес-школу «Взмах». Попробовали. Понравилось! Да еще как – за уши было не оттащить. В общем, «подсели» на несколько лет. Мало того «заразили» весь город. Вплоть до 2000 года игра «Рынок» была официально включена в программу ежегодной городской экономической олимпиады для школьников.

Разумеется, ориентируясь на контингент играющих и на стремительно меняющуюся экономику страны (ведь игра – модель), авторы сочиняли все новые и новые сценарии. Думаю, что сосчитать количество модификаций игры не могут даже они. Но! Это были всего лишь вариации на тему. Срочно требовалась свежая, принципиально иная «игрушка».

О «Регионах»:

И вот в один из морозных январских деньков (вы заметили, это становится традицией), но уже 2000 года, группа смельчаков села за большой круглый стол и взяла голову в руки. Каждый свою голову – в свои руки. Собралась довольно-таки «пестрая» компания: ярко выраженные экономисты и отпетые игротехники, и дилетанты, слушатели, выпускники, преподаватели.

Видимо, январь располагает к такого рода деятельности, да и головы попались, чего уж там скрывать, умные – в общем, довольно скоро «вытанцевалась» общая идея новой игры. Трудно вспомнить наверняка, но мне кажется, что, идею делать игру макроэкономической, впервые подала Аня Огаркова. Тогда еще десятиклассница. Идея понравилась. Есть государства (регионы), есть отношения между ними. Возможность сотрудничать, возможность конкурировать. Что положено иметь государству? По каким признакам государства могут отличаться друг от друга? Добыча сырья. Производства. Уровень развития технологии. Делать заботу об экологии одной из центральных идей игры тоже решили почти сразу. Давно хотели включить в какую-нибудь из игр элементы патентного права. Сюда вписалось как надо!

Работа над идеей и дальнейшая ее детализация – процесс заводной и захватывающий. Не преувеличу, если скажу, что группа людей числом N жили этой работой на протяжении нескольких месяцев. Среди самых активных участников, были ребята из 10-1. Люда Максимова и Полина Куделькина, Сережа Трохимчук и Даша Харитонова… Эти уже из 9-БШ. Ну и конечно, взрослые: Виктор Рэмович, Ольга Анатольевна, Лена Козицына, Ел. Придумывали, спорили, тестировали, смеялись, делали выводы. И снова – придумывали, спорили… В июне 2001 года игра была проведена впервые. Для слушателей бизнес-школы. Назвали игру «Регионы».

О самой игре

Одна из основных действующих единиц на игре – регион, который является моделью отдельного государства. Регион населяют команды-города (по 5 человек в каждом). Уровень развития региона определяется несколькими показателями: наука, технология, экология, инфраструктура, сырье. Этот уровень оказывает влияние на итоговый результат.

Граждане региона определяют политический строй и выбирают правительство региона. Правительство устанавливает размеры таможенных сборов, стоимость участков земли, определяет региональный земельный фонд, принимает все решения, принципиально влияющие на развитие региона. Все пошлины, собранные за игру, идут в доход региона и в конце игры делятся между командами. Одна из возможностей заработать деньги на игре – производство товара (конструируется самим участником игры по определенным правилам). Для производства товара необходимо зарегистрировать предприятие. Товар производится только из заданного сырья. Каждый новый вид товара патентуется.Произведенный товар необходимо зарегистрировать. Далее товар можно продать на рынке (по свободной цене), занести на свой личный счет (по номиналу) или вложить в недвижимость. Недвижимость приносит доход владельцу каждый игровой период.

В случае необходимости любая команда может получить кредит в банке. Итоговый игровой результат складывается из двух частей. Доход команды состоит из долей в предприятиях, патентных бюро, недвижимости, авторских вознаграждений за патенты, стоимости принадлежащего ей товара. Кроме того, региональный доход, складывающийся из пошлин, полученных регионом за игру, умножается на коэффициент, зависящий от итоговых показателей развития региона, и делится между командами региона.

О том, что стало лучше

Что собой представляли «Регионы» до сентября 2001 года? Индивидуальная игра, то есть каждый за себя: у каждого игрока своя территория, однотипные карты регионов, малоинтересные идеи с патентами и сменить гражданство можно было легко и просто. Но с сентября «Регионы» стали командной игрой! Каждая команда вершила судьбу своего города. Переехать в другой регион (одним словом, сменить гражданство) стало невозможно. Появилось новое слово в патентах, и была придумана недвижимость. Но карты регионов по-прежнему однотипны, и количество команд в регионах одинаковое.

К первому Чемпионату по деловым играм «Регионы» претерпели значительные изменения – подводные камни, «подкосившие» на Чемпионате заядлых игроков. Появились новые правила для недвижимости, которые усилили роль регионального дохода.

Ко второму Чемпионату тоже уже много что поменялось. Вот пара фишек: есть правила для разного количества команд в регионах и отныне карта региона собирается из отдельных модулей. К сожалению, больше ничего не можем сообщить в виду конфиденциальности этой информации.

Наши главные умы – авторы, разработчики и организаторы уникальных первых «взмаховских» деловых игр:

В разработке каждой нашей деловой игры участвуют не только преподаватели, но и слушатели бизнес-школы. При этом последние работают не менее, а в какой-то период и более активно, чем взрослые. Так, для организации игры, необходима работа нескольких десятков ребят и взрослых. Однако, самых активных и умелых, конечно, меньше. Публикуем самые главные имена.

  • С 1990 года – директор школы «Взмах» Е.Ю.Морозова (директор)
  • С 1990 года – В.Р.Писарев (преподаватель экономики)
  • 1993 года – преподаватель математики О.А.Войтишек
  • 1994–2004 год – руководитель отдела управления проектами Е.С.Козицина (выпускница ’94 года)
  • 1997 год – менеджер школьных предприятий Е.А.Самышкин (выпускник ’97 года)
  • 1998–2000 год – А.В.Карпиленко (преподаватель экономики)
  • 1998–1999 год – О.Васильев и А.Мирошниченко (выпускники 1999 года)
  • 2000–2005 год – Анна Огаркова (золотая медалистка 2002 года)
  • 2000–2002 год – А.В.Заболотная (выпускница 2001 года, главный редактор школьной газеты «Газета»)
  • 2001–2002 год – П.Куделькина и Л.Максимова (выпускницы 2002 года)
  • 2001–2003 год – Д.Харитонова и А.Пиляева (выпускницы 2003 года)
  • 2002–2003 год – О.Гершун (выпускница 2003 года)
  • 2003 год – Глеб Годун (мастер спорта по рукопашному бою)
  • 2003 год – Анна Радионова (выпускница 2004 года)
  • 2004–2005 год – Елена Александровна Грошева (преподаватель экономики)
  • 2003–2005 год – Ольга Житенева (учащаяся 11 класса)
  • 2003–2005 год – Мария Петухова (учащаяся 11 класса)
  • С 2005 года – Ольга Марченко (учащаяся 10 класса)
  • С 2005 года – Юлия Константинова (учащаяся 11 класса)
  • С 2005 года – Олег Васильев (выпускник 1999 года), он вернулся...
Работает на Amiro CMS - Free